Рецензия на сборник «Молодежь в постиндустриальном обществе»

Познание молодежи – это познание собственного будущего, поэтому изучение молодежных проблем, разработка стратегий воспитания и образования стали в последнее время популярной темой исследования во многих гуманитарных науках. Проблема отношения поколений всегда была непростой, но сейчас она обострилась изменением инфраструктуры, которая, воздействуя на сознание молодого человека, ускоряет процесс расхождения тектонических основ, на которых стоит менталитет разных поколений.Меняется круг общения за счет расширения границ, в том числе благодаря новейшим технологиям, меняется язык за счет процессов мультикультурности. Конечно, как и раньше, меняется система ценностей. Порой процессы, знаменующие перемены, столь бросаются в глаза, что кажется, будто ничего общего уже не остается. О том, как смотреть на естественные процессы обновления общества, в том числе за счет мощной креативности молодежи, повествует научный сборник «Молодежь в постиндустриальном обществе», посвященный светлой памяти человека, умевшего не просто с оптимизмом смотреть в будущее, но и приближать его, стимулируя человечество к самосовершенствованию – Франка Бьянчери, которому посвящены проникновенные строки во Вступлении к сборнику: «Наделенный беспристрастным умом и совершенной логикой, Франк Бьянчери силой своей мысли создал особую трансцендентально-реальную сферу взаимодействия социума, науки XXI века и жизни. Его разуму были видны мельчайшие очертания будущего. Воплощая совершенные качества высшего интеллекта, Бьянчери возвысился над суетным и изменчивым миром, принявшись за кропотливую работу по его совершенствованию. Этот гений был беспримерно благороден, скромен, отзывчив и прост».

Подобные посвящения ко многому обязывают, и редакционный коллектив сборника (доктор философских наук, проф. Г. А. Хотинская (отв. редактор), доктор философских наук, проф. Э. С. Демиденко, кандидат филологических наук, доцент А.Я. Минор, доцент М.А. Старшов, доктор биологических наук, проф. А. П. Садчиков, кандидат политических наук, доцент М.В. Шмырев, А.Л. Фурсов (отв. секретарь) обещания выполнил: им удалось собрать авторов, оригинально мыслящих, эрудированных, увлеченных, владеющих разнообразными методологиями, что отвечает изменчивому многообразию современного мира. В сборнике опубликованы материалы одноименной конференции, собравшей ученых разных научных школ, что делает предъявленную картину научного поиска еще более достоверной. В данном коллективном исследовании собрано почти 60 статей, написанных авторами, проживающими в России и в Европе, маститыми учеными и начинающими аспирантами, философами, филологами, социологами и представителями других научных специальностей. Редакционная коллегия во главе с Г.А. Хотинской — Каллис, доктором философских наук, разработала стройную композицию сборника, позволяющую последовательно, логично и в то же время всесторонне рассматривать сложные проблемы бытия, сознания, воспитания и образования молодежи, которой не приходится выбирать ни времени, ни условий своего познания окружающего мира, но принимать его в тех формах и с теми проблемами, а порою и пороками, которые оставляют им в наследство предыдущие поколения.

Первый раздел посвящен глобальным проблемам постиндустриального общества, здесь рассматриваются преимущественно негативные последствия технократической модели развития, следствием чего является отсутствие гармонии, о чем буквально кричит заголовок первой статьи раздела: МИР «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ» – МИР ИЗУВЕРСКИ ТЕХНОГЕННЫЙ. Заострение проблемы с первых же страниц не продолжается нагнетанием негатива, что противоречило бы посвящению памяти человека, который умел искать и находить способы преодоления социальных и экологических катаклизмов. Смысловой антитезой является второй раздел, посвященный роли гуманистического наследия в воспитании молодежи, в нем представлены статьи, которые показывают различный позитивный опыт по передаче культурного опыта: и посредством литературы, и воспитания эстетического вкуса, и посредством сохранения культуры чтения, и благодаря воспитанию экологической культуры.

Третий раздел затрагивает важнейший аспект социализации молодежи: ее возможности на рынке труда. И вновь раздел открывается очень острой статьей о молодежной безработице, и хотя в дальнейшем изложении будут опубликованы статьи, рассказывающие об успешном опыте преодоления обозначенной проблемы, но доминанта дисгармонии мира, заставляющего молодежь встраиваться в реальность, зачастую отказываясь от планов или даже иллюзий молодости, продолжает тревожный лейтмотив, заявленный вначале. Так ли уж бесполезны мечты или даже иллюзии, не станут ли они вакциной, предохраняющей общество от излишне черствого и бескрылого прагматизма, — как бы заставляют задуматься читателя редакторы. Одним из самых больших по количеству статей является четвертый раздел, посвященный социальным коммуникациям и языку нового века, пожалуй, в этой сфере с наибольшей силой проявляется сегодня творческое начало, присущее молодежи, несущей новые идеи в несовершенный мир. Здесь размещено много интересных статей о многообразных способах молодежного самовыражения: от различных способов освоения возможностей Интернета до своеобразия рок-поэзии. Пятый раздел посвящен педагогической тематике, что вполне закономерно, т.к. от эффективности способов передачи знаний зависит эффективность их усвоения и приятия, даже если впоследствии потребуется переосмысление полученной информации, потому что «опыт – это сын ошибок трудных», справедливо заметил гениальный Пушкин. И завершает сборник «Свободная трибуна», что еще более расширяет его проблематику и гармонирует с той установкой на поиск оригинального способа разрешения накопленных человечеством коллизий, которая была заявлена в посвящении Ф. Бьянчери.

Устроителями конференции, давшей материал для сборника, были такие солидные организации, как Международный университет общественного развития (Германия), Московское общество испытателей природы (МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия), Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия). Сборник содержит материалы, написанные на русском, немецком и английском языках, что вполне отражает реалии нового мира, в котором постепенно стираются прежние непреодолимые границы, в котором готовность к открытости и взаимопониманию служит главной гарантией к будущему развитию.

Г.И. Щербакова,

д. филол. н.,

проф. каф. журналистики Тольяттинского ГУ