Вышел первый номер журнала «Профессиональная ориентация»

Журнал Профессиональная ориентацияПроанонсирован выход в свет нового электронного научного рецензируемого журнала «Профессиональная ориентация»[1]. Проблема весьма актуальна: профессиональная стратификация общества становится все разнообразнее и динамичнее, воспроизводство и развитие профессиональных сообществ приобретает новые формы, традиционные профессии трансформируются, быстро появляются и развиваются новые профессии, а также около- или даже псевдо- профессиональные сообщества (блоггеры, оккультисты и др.). Меняется также социальный статус профессий, мода на профессии, перспективы их востребованности, а, соответственно, возможности и социальные гарантии для их носителей.

Вместе с тем, вновь актуализируется социальный запрос на классические направления профессиональной ориентации: профотбор, профессиональную диагностику, профессиографию, профессиональную адаптацию.

В современном постмодернистском обществе реальным субъектом профориентации является не только школьник, но и взрослый, состоявшийся в профессиональном отношении и успешный работник. С одной стороны, никто не защищен от внезапного увольнения и последующей профессиональной невостребованности, ограничения и даже запрета на профессиональную деятельность. С другой — и при наличии полноставочного рабочего места и должности даже высокий профессионализм работника может не обеспечивать минимально приемлемого уровня материального благополучия, а тем более морального удовлетворения профессиональной деятельностью.

Теоретически профориентация представляет интерес для различных сегментов социума и почти для всех людей: детей, молодежи и их родителей (выбор профессиональной направленности и ориентация образования); работников сферы образования (востребованность образовательных программ); работодателей (подготовка и переподготовка кадров); государства (способность граждан самостоятельно себя обеспечивать и участвовать через налоги в содержании государства); всего общества (удовлетворение спроса на профессиональные услуги). Практически же в профориентации заинтересованы преимущественно учреждения ВПО, прежде всего вузы (других профобразовательных учреждений почти не осталось). В современных условиях вузовский диплом является обязательным, важнейшим или даже единственным критерием профессиональной принадлежности. Соответственно и объектом спроса является не профессия (знания, умения, навыки), а диплом о высшем образовании с желаемой формулировкой специальности, или хотя бы с какой-нибудь.

Коммерциализация образовательной системы в целом и профессиональной подготовки ведет к замене профориентации на вузоориентацию. Цели у коммерсантов от профобразования точно такие же, как и у любых других коммерсантов — привлечение максимального числа клиентов и максимизация прибыли. Для них профориентация — удачная форма рекламы предлагаемых платных услуг самого разного качества. Потребители дорогих вузовских услуг, в основной своей массе, согласны довольствоваться формальным атрибутом профессии и часто идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая даже не «цена/качество», а «цена/не слишком обременительно». Таким образом, и субъекты профобучения и учреждения ВПО заинтересованы в профориентации в лучшем случае косвенно.

Работодатели также принимают условия игры: востребован работник непременно с дипломом о высшем образовании, небольшим стажем аналогичной работы (гарантия, что этого «профессионала» не надо будет учить азам профессии) лояльный к руководству, имеющимся условиям труда и установленной зарплате.

Государство благополучно «перераспределило полномочия», сняв с себя финансирование профобразования: ПТУ и большая часть техникумов ликвидированы, вузы на самофинансировании. А кто не платит, тот и не заказывает.

Остается общество в целом, и здесь вдруг оказывается, что профориентация очень даже нужна: все хотят получать высокопрофессиональные качественные услуги врача, сантехника, полицейского, банкира, учителя любящего и умеющего делать свою работу. Каждый хочет заниматься любимым делом, делать его лучше всех, быть нужным и незаменимым для других. Такому профессионалу не страшен бюрократ, несправедливый начальник и даже всесильное государство: он все равно будет востребован, уважаем, материально обеспечен.

Профориентация социально востребована, а, следовательно, и профильный журнал найдет своих авторов и читателей. В первом номере журнала «Профессиональная ориентация» вниманию читателей предлагается достаточно традиционный перечень проблем преимущественно в сфере вузовской подготовки, что несколько сужает круг анонсируемых редакционным коллективом научных и производственных проблем. Вузовские проблемы профориентации представлены статьями Т.А. Вековцевой, М.А. Головчина, Л.К. Гуриевой, Ю.В. Подповетной, О.Н. Фисоченко.

Так М.А. Головчин называет «негативным отбором» широко распространенную практику поступления и приема в вузы выпускников школ, ориентированных не на работу по специальности, а на получение документа о высшем образовании. Автор анализирует негативные последствия данного явления, как для формирования дальнейших профессиональных траекторий самих студентов, так и для состояния регионального рынка труда. Понятно, что таким абитуриентам никакая профориентация не требуется, по крайней мере, на этапе выбора вуза и поступления в него. Проблемы возникают уже в процессе обучения и у студентов и у вуза. Для их решения используются различные пути, так О.Н. Фисоченко предлагает осуществлять профотбор студентов вузов, как уже обучающихся на технических специальностях, так и абитуриентов, с помощью дискриминантного анализа. Еще глубже и комплексней подходит к решению проблемы игнорирования студентами вузов выбранной профессии Ю.В. Подповетная, предлагая «профессионализировать» студентов посредством «педагогического сопровождения образования», что, по мнению автора, будет мотивировать их к профессионализации. Но ведь студенты вуза — учреждения высшего профессионального образования, это не случайные люди, выбирающие себе профессию, а уже в определенной степени профессионалы, посвятившие этой профессии несколько лет и мотивировать их уже поздно. В противном случае придется признать, что вузовское образование не является профессиональным, с чем согласятся многие производственники, принимающие на работу молодых специалистов окончивших профильные вузовские специальности. К этой же проблеме (дает ли вуз профессиональное образование), только с другой стороны, обращается и Т.А. Вековцева, рассуждая о необходимости и возможностях профессионального саморазвития преподавателя вуза, то есть о той же самой профессионализации, но уже преподавателя. Сомнения в достаточной профессионализации всей системы ВПО имеет, по всей вероятности, и ее высшее руководство, недавно предписавшее вузам учить студентов не только знаниям и умениям, но и пространно сформулированным компетенциям. Так Л.К. Гуриева, в полном соответствии с современными требованиями в системе высшего профессионального образования, рассуждает об определяющей важности формирования компетенций при подготовке профессиональных менеджеров.

Таким образом, профессионализация в сфере ВПО — явление комплексное и всеобщее, не сводимое к недостаточной профориентации и отсутствию профотбора абитуриентов. Данная проблема представляется не только актуальной, но и интересной в дискуссионном плане для широкой общественности.

Продолжением темы вузовской профессионализации, а логически ее предварением, выступает работа А.А. Анохина, посвященная профессиональной ориентации школьников в контексте многоуровневого образования. Автор расписывает существующую в РФ образовательную систему по уровням и подводит читателя к выводу, что образовательные уровни имеют реальный смысл только в случае их профессиональной завершенности, то есть при овладении востребованной рынком труда профессией. Только после получения профессии у обучающегося появляется выбор: работать или продолжать обучение (либо совмещать работу и дальнейшую учебу). В любом другом случае обучение выглядит незавершенным, а его прагматический смысл сомнителен. Наличие низкоуровневого профессионального образования во многих случаях снимает проблему выбора профессии при поступлении в вуз.

Другие, не менее злободневные вопросы профориентации представлены в первом выпуске журнала отдельными статьями. А. А. Ганеева с сожалением констатирует приоритет экономического мотива при выборе профессии и призывает к духовному совершенству, понимаемому автором как единство любви к профессии и ее полезности для людей. Трудно не согласиться с тем, что так было бы хорошо и правильно, однако суровые жизненные реалии скорее опровергают, чем подтверждают гуманистическую философию автора. Вместе с тем, у данной темы имеется интересный ракурс применительно к проблеме профессионального становления, его нужности, для лиц с высоким уровнем экономической независимости, прежде всего, детей и молодежи относящихся к этой категории.

Т.В.Румянцева и А.В. Иосифова обращаются к еще одной традиционной и очень болезненной для любого общества проблеме, выступающей одним из наиболее весомых индикаторов гуманизма существующего социального строя и государственного управления — профессиональному становлению и развитию лиц с ограниченными возможностями. Авторы убедительно доказывают, что самая лучшая и самая достойная человека система социальной защиты, поддержки таких людей это их полноценная профессионализация.

Таким образом, предложенные в журнале статьи актуальны и достаточно академичны, это статьи вузовских работников, преимущественно на вузовскую тематику. Не хватает профориентационной оценки профильных текущих событий самими субъектами профессиональных отношений, историй их профессиональных успехов и разочарований. Например, злободневная тема «Особенности профориентации в современном российском банковском секторе» — государство планомерно ликвидирует целый сегмент только что развившийся и разросшейся банковской отрасли, ежемесячно сокращаются тысячи рабочих мест. Любопытна именно профориентационная прагматическая оценка ситуации: как быть с подготовкой новых кадров для банков, что делать с потерявшими работу, как действовать еще не сокращенным работникам, перспективы и возможный размах «черного ростовщичества» в случае монополизации банковской сферы государством.

Хочется пожелать авторам и читателям нового журнала, всем вместе, сделать это издание, как сейчас модно изъясняться, площадкой, трибуной для постановки и обсуждения самых реальных, насущных проблем профориентации, таких проблем много, как много и людей которым это не просто интересно, а необходимо.

[1] URL: http://pojournal.ru; Адрес в РИНЦ:  http://elibrary.ru/title_about.asp?id=52004

П.С.Кузнецов,

доктор социологических наук