Разработка РПД для ФГОС3+

Конспект методического семинара «Разработка рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС3+»

Семинар прошел в филиале одного известного федерального вуза. Проводил сотрудник головного вуза – член аккредитационной комиссии (в других вузах).

 

Стенограмма писалась «вживую», по окончании семинара редактировалась незначительно, в основном расшифровывались сокращения. Публикуется по просьбе читательского актива изданий НИИ «Парадигма».

 

 

Уважаемые коллеги, добрый день. Раздаточные материалы у вас все есть, слайды всем видно? Хорошо. Наша главная цель сегодня – разобраться, как подготовить РПД к аккредитации вуза. Известны уже подводные камни, которые показала прошлогодняя аккредитация одного из направлений. Эта информация была разослана в кратком виде по филиалам, сегодня я пройдусь по этим вопросам более детально. Коллеги, я надеюсь, мне не придется зачитывать раздаточные материалы, инструкции? Давайте сразу разберем шаблон-образец РПД, которая вызвала у комиссии по аккредитации положительные эмоции.

РПД пишется не только для комиссии. Для студентов тоже, и для преподавателей. Особенно значима РПД для заочников, которые скачивают ее с сайта и готовятся к сессии. Сами понимаете, когда лекция в понедельник, а практика во вторник, а в среду зачет – никто ничего сделать не успеет. Поэтому на лекции для заочников дается обзор курса, на практике подводятся итоги, у тех, к кому есть дополнительные вопросы, уточняется уровень усвоения знаний.

 

На титульном листе после шапки с названием вуза пишем

 

Рабочая программа дисциплины

Организация службы управления  персоналом

 

Направление подготовки

Профиль подготовки   

Квалификация (степень) выпускника

Форма обучения

Город, год

 

  1. Цели и задачи дисциплины

 

     Цель преподавания дисциплины:  формирование у студентов понимания современной концепции управления персоналом и привитие умений и навыков для решения практических вопросов функционирования службы управления персоналом.

 

     Задачи изучения дисциплины:

— изучение концепции управления персоналом, методов, принципов и технологий кадровой работы;

— исследование теоретических аспектов выработки политики, стратегии и системы управления персоналом;

— изучение практических аспектов организации службы управления персоналом, в том числе документационного, информационного и правового обеспечения;

— формирование практических навыков разработки кадровых технологий;

— формирование умений оценки эффективности управления персоналом.

 

Откуда мы все это берем? Не из Интернета, не из головы. Это берется из ФГОС. Комиссией проверяется на соответствие ФГОСу. В следующей версии стандарта будет сочетание целей задачи и компетенций из ФГОС и профстандарта. Но если вы уже сейчас воспользуетесь профстандартом, вам только в плюс.

 

 

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВО

 

Дисциплина «Организация службы управления  персоналом» относится к вариативной части блока дисциплин и является дисциплиной по выбору  Б1.В.ДВ.6.2. Данная дисциплина  в теоретико-методическом отношении связана с другими дисциплинами учебного плана:

  • Б1.В.ДВ.2.2. Общий и производственный менеджмент
  • Б1.В.ДВ.2.1 Организация производства
  • Б1.В.ДВ.5.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса

 

Это формулировка для ленивых. На самом деле междисциплинарная связь должна быть показана так: что студент должен пройти до того, как приступит к изучению этой дисциплины, и при изучении каких дисциплин понадобится усвоенное в рамках этой.

Приведу более близкий мне пример, хотя и достаточно условный.

Перед изучением криминологии нужно знать ТГП, уголовное право. Знание криминологии поможет в будущем освоить дисциплину «Противодействие коррупции на государственной службе».

Вопрос из зала: А что писать в РПД по ТГП, которую изучают первокурсники?

 

— Изучение теории государства и права требует знаний, полученных в общеобразовательных учреждениях  в процессе изучения обществознания, истории. Знания, полученные в результате изучения ТГП, являются основой для изучения всех других курсов… лучше перечислите  глобальные дисциплины, например, Гражданское право, уголовное право и процесс, международное право.

 

Следующий раздел

 

 

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

— способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации; владением навыками руководства коллективом (ОК-4);

— способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОПК-4);

— способностью осуществлять постановку задачи исследования, формирование плана его реализации (ПК-6).

Вот здесь нужно быть очень внимательным. Компетенции берутся из  ФГОС. Но мы в нашем УМО подчеркиваем, что браться они могут не дословно, а иногда и нельзя брать дословно. Потому что без привязки к конкретике получатся очередные общие слова. Нужна обязательно конкретика дисциплины, конкретика направления будущего бакалавра или магистра. В первую очередь это касается общекультурных компетенций. Например, не «иметь широкий кругозор», а конкретно говорить о том, что в рамках этой компетенции выпускник должен знать, уметь, владеть. Эта конкретика нужна прежде всего вам, чтобы заполнить следующую таблицу.

 

 

 

Компетенция Студент должен:
Знать Уметь Владеть
ОК-4 способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации; владением навыками руководства коллективом о способах разрешения конфликтов в коллективе

 

  применять знания о психологии и этике сотрудничества, разрешении конфликтов, о толерантности в практической деятельности

 

  средствами разрешения конфликтов и достижения социальной адаптации

 

Вот если проверка комиссией будет не для галочки, то они внимательно будут смотреть на этот раздел, насколько он конкретен и логичен. ЗУНы (знания-умения-навыки) берутся из ФГОС, плюс сейчас уже начинают дополнять профстандартами.

 

Вопрос из зала: так тоже можно?

  • Я бы сказал, не только можно, но и нужно. Наше УМО это рекомендует
  • А комиссия? Не поругает автора и УМО за самодеятельность?
  • В РПД указано, что она одобрена на кафедре и УМС, то есть вузовским УМО. Так что все претензии будут к УМО. Не бойтесь, УМО плохого не посоветует.

 

 

 

 

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля).

 Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов.

Списываем эти цифры из учебного плана. Внимательно списываем, комиссия может сличить цифры. Более того, комиссия может сличать цифры ЗЕ в РПД, в зачетке, в ведомости и в приложении к диплому. Всякое бывает.

 

 

4.1. Структура дисциплины

п/п

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

        лекции практические семинары СРС  
                устный опрос, реферат, практическое задание

Здесь с фантазией надо быть поаккуратней. Речь о названиях форм контроля. Формулировки должны полностью соответствовать ПОЛОЖЕНИЮ «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов», которое должно действовать в вузе.

Если положения нет, его надо создать. Этим вузы себе очень облегчают работу: при составлении РПД не надо каждый раз изобретать велосипед — раз. И не обязательно включать описание форм в каждую РПД, достаточно сослаться на локальный норматив, который менять легче, чем переписывать все РПД. Но упомянутое положение должно быть доступно не только комиссии, но и студентам, чтоб они понимали, по каким критериям их оценивают.

 

 

 

 

 

4.2. Содержание лекционного курса

 

темы

Всего

часов

лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции Учебно-методическое обеспечение
1 2 3 4 5
1 1 1 Управление персоналом как наука: история развития

 1. Управление персоналом как наука

2.  Этапы развития теории управления персоналом

3. Концепции и теории управления персоналом

1,2,4, 7, 13-17

 

Позвольте не повторять элементарные вещи – планы лекций, практических занятий должны полностью соответствовать учебному плану и учебно-тематическому плану.

Интересные цифры в правой колонке – это номера из списка литературы, который используется в курсе и который приводится в РПД. О списке литературы позднее.

Обратите внимание, что если у вас в формах контроля указано, что на лекции есть устный опрос, то и в этой таблице должны быть вопросы для контроля. Лучше, если они не будут дословно повторять вопросы для изучения – это раздражает, порой бесит.

 

 

  • Перечень практических занятий

 

 

темы

Всего

Часов

Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии Учебно-методическое обеспечение
1 2 4 5
3 2 Система управления персоналом организации

Вопросы для обсуждения:

1.        Понятие персонала, его признаки и классификация

2.        Понятие и элементы системы управления персоналом.

3.        Принципы построения системы управления персоналом

4.        Организационная структура системы УП. Функции службы УП

Задания

И конкретика по другим формам контроля на занятиях

 

 

2,4,7, 10-12, 13-17, 18

 

  1. Образовательные технологии

Лекционные и семинарские, практические занятия, самостоятельная работа. Семинарские/практические занятия проводятся с использованием активных методов: работа в малых группах, обсуждение проблем организации работы службы управления персоналом  посредством анализа ситуаций, кейсов,   деловых игр. Самостоятельная работа студента предполагает изучение научной литературы, групповые исследования, подготовку докладов и рефератов, массивов фактологических данных, презентаций. Выполнение заданий требует использования не только учебников и пособий, но и информации, содержащейся в периодических изданиях, Интернете.

Комиссия приветствует включение предложения «В рамках данной дисциплины предусмотрены встречи с представителями российских работодателей», только тогда уж и конкретика нужна – при изучении какой части курса, встреча с кем и для чего. К примеру,  на практику по прокурорскому надзору пригласить сотрудника прокуратуры (указать, на каок занятие). Преподаватели рекламного менеджмента, например, могут пригласить руководителя рекламного агентства.

 

Дальше – очень важный пункт

 

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— учебные аудитории, в которых проводятся занятия со студентами с нарушениями слуха, оборудованы мультимедийной системой (ПК и проектор), компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации доступные для слабовидящих формы (укрупненный текст);

— в образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения;

Это далеко не полный список. Остальное диктуется законом об образовании в первую очередь, другими нормативными актами. Да и по методам обучения тоже нужна конкретика именно для инвалидов.

 

 

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

  • Задания для самостоятельной работы студентов

 

 

темы

Всего

Часов

Вопросы для самостоятельного изучения Учебно-методическое обеспечение
1 2 3 4
1 5

1 Управление  персоналом в системе менеджмента организации

3.Процесс управления персоналом

4. Управленческие роли в процессе управления персоналом

1,2,4, 7, 13-17, 19

 

Виды, график контроля СРС

Текущая СРС:

  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор источников информации;
  • подготовка к практическим занятиям;
  • и тд

Контроль и оценка результатов  самостоятельной работы

  • самоконтроль – регулярная подготовка к занятиям;
  • контроль со стороны преподавателя –
  • итоговый контроль (экзамен)

 

 

6.2. Фонд оценочных средств для проведения  аттестации  

 

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям освоения дисциплины (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) применяются фонды оценочных средств, включающие реферативные работы (доклады), типовые и тестовые задания и др.:

  • подготовка доклада и презентации по выбранной теме;
  • Экзамен

Критерии оценки доклада:

  • Самостоятельность выполнения работы.
  • Постановка задачи – оригинальность, новизна, релевантность, корректность.
  • И т д

 

Компетенции считаются сформированными в том случае, если студент выполнил реферативную работу (доклад) с презентацией, практические задания  и сдал экзамен по дисциплине.

 

Шкала оценки сформированности компетенций

Уровни сформированности компетенций Показатель уровня сформированности компетенций,

в %

Критерии оценки Выстав-ляемая оценка
Уровень высокой компетентности 85-100 Отличное усвоение учебного материала, логически аргументированное его изложение, владение специальной терминологией,  способность обосновывать решения и делать аргументированные выводы,  активное проявление полученных навыков в рабочей обстановке, отлично выполненная реферативная работа, презентация. отлично
Продвинутый уровень компетентности      
Промежуточный уровень компетентности      
Базовый уровень компетентности      
Уровень минимальной компетентности      

 

 

 

Вопросы для экзамена

  1. Управление персоналом как наука
  2. Этапы развития теории управления персоналом

 

Вопрос из зала:  говорят, некоторые комиссии придираются к кол-ву вопросов  и требуют наличие распечатанных и заверенных подписью завкафедрой билетов.

 

— Это в случае, если у вас стоит просто «экзамен». Он ведь может проводиться в разных формах, в том числе компьютерного тестирования. Тогда эти вопросы снимаются.

 

 

Ситуационные задачи

 

Типовая Задача.

.

Критерии оценки

Критерии Оценка Зачет
Все характеристики описаны точно Отлично Зачтено
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно Не зачтено

 

 

 

  1. Данные для учета успеваемости студентов

 

Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 
Итого               100

 

 

 

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

 

 

  1. Обязательные издания. Библиотека 1 печатное издание на 2-х студентов + электронная библиотека

 

  1. Дополнительные издания. Библиотека 1 печатное издание на 4-х студентов + электронная библиотека

 

3 ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

 

  1. Интернет-ресурсы

 

  1. Сайт специалистов по кадрам и управлению персоналом http://www.pro-personal.ru

 

Типичные ошибки раздела:

— устаревшая литература в первом разделе. Учебники должны быть свежими. Точка. Даже если это учебник по философии или истории.

— отсутствие в списке в любом из разделов учебников, книг, статей, изданных в вузе. Комиссия тогда спрашивает: что издает ваш редакционно-издательский отдел? Почему его продукция в учебном процессе не используется?

— мало того, что обязательно надо включать СПС Гарант и Консультант не только по правовым, но и по управленческим дисциплинам. Нужно в интернет-ресурсы включать сайты профильных ведомств. Правовое направление – Минюст, МВД, Росреестр. Управленческо-экономическое – Минтруд, Минсоцразвития. Ясно, да? И обязательно  сайты региональных органов власти по профилю. То есть не только федеральный Минтруд, но и региональный, еще лучше городской комитет по труду. Если он есть. И главное – если все это относится к теме курса!

 

Приготовьтесь к тому, что какой-нибудь нудный член комиссии спросит, как конкретный пункт из списка литературы относится к тому занятию, в котором он упомянут. Невероятно? Да. Ни разу не встречал. Но это не значит, что такого не может быть.

 

Ну это общие моменты.

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации образовательной деятельности по дисциплине необходимы аудитории со стандартным оснащением для ведения лекционных и практических занятий.

Информационное и учебно-методическое обеспечение:

                Перечень оборудования информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю):

— ноутбук,

— проектор,

— звуковое оборудование,

— экран,

— стационарный компьютер.

Материал оформлен в виде презентаций. Используется лицензионное программное обеспечение:

MS Power Point,

MS Excel,

MS Word.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВО по направлению и профилю подготовки  «»

 

Автор:

Программа одобрена на заседании кафедры  

 

от ______ года,  протокол № _______.

 

Подписи:

Зав. кафедрой     там где работает разработчик

 

Декан   факультета    там где работает разработчик                                      

 

Декан факультета   там где   разработчик читает дисциплину

 

 

 

Задавайте Вопросы!

 

КОНЕЦ ФРАГМЕНТА

 

 

4 thoughts on “Разработка РПД для ФГОС3+

  1. Локальный норматив вуза. «Положение о фонде оценочных средств …го государственного университета», например. А этот норматив, в свою очередь, разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и
    осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», иными актами МОН РФ.
    Пожалуйста, задавайте ваши вопросы на странице анкеты: http://niiparadigma.ru/?page_id=1819

Добавить комментарий

Войти с помощью: